«Днеправиа»: история и современность

Как все начиналось

Многие из нас уже давно привыкли к примелькавшимся названиям украинских авиакомпаний: «Аэросвит», «КийАвиа», МАУ, «Днеправиа»… Кажется, они существовали всегда, ведь эти названия на слуху уже лет 15-20… Но что было до этого? Существовала ли хотя бы одна из них раньше, в СССР? Ведь всем известно, что в Союзе была только одна компания — «Аэрофлот». Могли ли в те годы у такого монополизированного государства быть конкуренты?

Что ж, конкурентов у «Аэрофлота» действительно не было. Зато были авиаотряды. Только подумайте: оказывается, довольно известная украинская компания «Днеправиа» появилась не после распада СССР в 1991 году, а гораздо раньше, в 1933! Ого, скажете вы, а как же так случилось, что никто не знал о «Днеправиа»? А происходило все так: в 1933 году было создано структурное подразделение «Аэрофлота», Днепропетровский объединённый авиаотряд. В наш век коммуникаций даже трудно себе представить, что нужен он был для того, чтобы осуществлять доставку почты для населения 56 районов Днепропетровской области. Отправлять корреспонденцию в те времена проще было не автомобилями или поездами, а именно самолетами. Для этих целей было выделено четыре самолета (К-5, П-5, АНТ-9, «Сталь-3″ и У-2) и одиннадцать человек – 7 лётчиков и 4 авиатехника. (К слову, тогда у летчиков ещё не было красивой лётной формы, и они носили морскую).

 

 

Развитие авиакомпании

Создание отряда связи оказалось своевременным и актуальным: к 1934 году в нем было уже 8 самолетов (естественно, исключительно отечественного производства), а в штате насчитывалось порядка 86 человек. Благодаря этому в СССР были открыты внутренние линии для доставки газет «Зоря» и «Гудок». В результате газета «Гудок» взяла шефство над Днепропетровским авиаотрядом, благодаря чему и сам авиаотряд стал назваться так же: «Гудок».

 

 

Поле деятельности авиаотряда начинает расширяться. Перед летчиками ставят новые задачи: теперь в их обязанности входят аэросев, опыление плавней и водоемов от личинок малярии, борьба с сельхозвредителями. Кроме того, они спасают урожаи, «укрывая» сады опылением от заморозков.

В 1937 году авиаотряд «Гудок» пополняется выпускниками лётных школ. Соответственно, растет и объем работ: помимо сельского хозяйства и перевозки продуктов они начинают обслуживать пассажиров, перевозить грузы, осуществлять спецрейсы и санитарные полеты, а по праздникам – катать население над городом. Постепенно самолеты становятся частью повседневной жизни страны, удобным и быстрым видом транспорта.

В период Великой отечественной войны гражданские летчики, как и остальная часть населения, включаются в военные действия, помогая стране бороться с врагом. К концу войны Днепропетровск уже не имеет своего аэропорта — он разрушен. Приходится строить новый (он начал работу в 1957 году), спецотряд возобновляет свою работу и изо всех сил стремится нарастить темпы авиационно-химических работ, а также возобновить и увеличить количество пассажирских перевозок на местных воздушных линиях.

С мая 1989 года из Днепропетровского аэропорта начинаются полеты в Москву и Баку на 120-местных самолётах ЯК-42. Планировались полеты в Тбилиси, Минводы и Сочи.

 

 

Преобразования 90-х

С провозглашением независимости Украины авиаотряд берет курс на экономическую самостоятельность. Сперва он становится предприятием ГА «Днеправиа», потом получает статус международной авиакомпании «Днеправиа», а с июня 1996 года это государственное ОАО «Днеправиа». Тем не менее, структурные изменения повлияли и на объемы перевозок: если в 1990 году объем пассажирских перевозок возрос на 15%, то за три последующих года отправки пассажиров снизились с 474 до 53 тыс. То же самое происходило и с грузоперевозками: произошел спад с 4500 тонн до 550. Темпы обработки сельхозплощадей так же стремительно упали более чем на 30%. Руководство авиакомпании начинает искать новые сферы деятельности. Труды не пропали даром: Камерун, Югославия, Молдова, Иран становятся странами, куда начинают летать самолеты компании. Подписываются договора, открываются чартерные рейсы, сдаются помещения в аренду, осуществляются ремонтно-строительные работы — для увеличения объемов перевозок используется каждая возможность. Благодаря этому расширяется рынок, происходит замена самолетов на более современные, реконструируется аэровокзал, открываются представительства авиакомпаний «Аэросвит», «Австрийские авиалинии», российский «Аэрофлот» и израильский «ЕL-АL». Деловое сотрудничество «Днеправиа» с партнёрами крепнет.

Компания открывает рейсы в средиземноморские страны: Италию, Испанию, Грецию, Египет, Израиль. Кроме того, регулярно осуществляются перелеты в Москву, Тбилиси, Баку, Ереван, Франкфурт-на-Майне, Стамбул, Тюмень, Дубай.

 

 

Наши дни

Сейчас «Днеправиа» — это парк из 28 самолетов и широкая сеть маршрутов. В состав акционерного общества входят не только самолеты, но и днепропетровский аэропорт. До определенного времени аэропорт являлся собственностью Фонда Госимущества Украины, однако в 2009 году 95% акций приобрело ООО «Галтера».

Авиакомпания «Днеправиа» тесно сотрудничает с компаниями «Аэросвит», «Донбассаэро» и «Розой ветров». Все эти предприятия представляют собой неформальный альянс, во главе которого стоит компания «Аэросвит». Парки самолетов «Днеправиа» и остальных компаний, входящих в альянс, довольно активно используются на рейсах друг друга. Такое сотрудничество позволяет увеличивать объемы перевозок и, соответственно, объемы прибыли.

В парке «Днеправиа» имеются суда разной вместительности (на 150 и на 50 человек), что позволяет компании при формировании полёта ориентироваться на загрузку и не тратить лишних средств.

В 2009 году «Днеправиа» приобрела самолет Boeing 767, но по неизвестным причинам не стала его использовать. В результате огромный трансконтинентальный авиалайнер стал выполнять рейсы под флагом «Аэросвита».

 

 

События и происшествия

К счастью, у «Днеправиа» нет поводов печалиться из-за серьезных аварий и происшествий: за многие годы успешной работы известен только один случай – повреждение шасси самолета вследствие аварийной посадки в Шереметьево 28 апреля 2011 года. Выруливая со взлетно-посадочной полосы, Embraer ERJ-145 не удержался в пределах рулежной дорожки и выкатился на грунтовое покрытие, в результате чего основные стойки шасси надломились и самолет развернулся на 180 градусов. К счастью, ни жертв, ни пострадавших не было.

Кроме того, незначительный эпизод произошел в декабре 2011 года в Одессе: самолет, который должен был приземлиться в Международном аэропорту Одессы, 50 минут не мог сесть из-за отказа датчика выпуска шасси. Тем не менее, позже выяснилось, что шасси работают, и самолет успешно приземлился. Что ж, тут остается только пожелать, чтобы у компании и впредь не было серьёзных происшествий.

 

 

Возможности будущего в настоящем

В настоящее время компания «Днеправиа» уверенно и динамично развивается. Помимо расширения транспортного парка, компания старается максимально приблизиться к потенциальному покупателю: создаются все условия для быстрой и удобной продажи авиабилетов через интернет, открываются новые маршруты, также компания участвует в программе лояльности «Меридиан», которая позволяет постоянным клиентам пользоваться различными преимуществами и бонусами при покупке билетов.

Наверняка руководство «Днеправиа» раскрывает не все свои планы, но в любом случае ясно, что компания не собирается останавливаться на достигнутом. Что ж, можно только порадоваться, что такие предприятия существуют и расширяются!

 

Юлия Болтнева

Похожие публикации

Отзывов нет на ««Днеправиа»: история и современность»

Ваш отзыв:

Имя (обязательно):
Почта (обязательно, не публикуется):
Сайт:
Сообщение (обязательно):