Low-cost по-украински: why not?

Все пассажиры хотят летать дешевле — это факт. Сегодня это желание осуществимо, и помогают в его осуществлении low-cost авиакомпании. Какие же бюджетные авиакомпании присутствуют на украинском рынке, что мешает их развитию, какие эконом-варианты перелета уже предлагаются в Украине, и каких следует ожидать в ближайшем будущем?

 

 

Wizz Air и другие

Первая бюджетная компания появилась в нашей стране в 2008 году. Именно тогда молодая, но достаточно амбициозная венгерская компания Wizz Air (а точнее, ее украинское подразделение Wizz Air Ukraine) совершила свой первый рейс из киевского «Борисполя» в Симферополь, став первой low-cost компанией в Украине. Первоначально компания была ориентирована на внутренние рейсы и соединяла крупнейшие города Украины. Цена билетов, заявленная к продаже, была более чем доступна — автору этих строк удалось в августе 2008 года прилететь из Киева в Одессу по цене авиабилета в 79 грн! Билет же на фирменный поезд «Черноморец», соединяющий Южную столицу с официальной, в то время стоил уже 89 грн. Согласитесь, с такими ценами компанию ожидало большое будущее в нашей стране.

На сегодняшний день Wizz Air Ukraine по праву считается крупнейшей low-cost компанией Украины. За первый год работы авиакомпания доставила 420 тыс. пассажиров, за 2011 год — 590 тыс. Позже компания практически полностью перешла на международные перевозки, в основном на страны Восточной и Центральной Европы. Из внутренних рейсов по Украине на сегодня остался только перелёт из Киева в Симферополь. В другие страны с помощью Wizz Air Ukraine можно вылететь из Львова и из киевского аэропорта «Жуляны», в котором в настоящее время обслуживается авиакомпания.

В 2010 году в прессе активно обсуждался переход базы Wizz Air Ukraine из аэропорта «Борисполь» в аэропорт «Жуляны». Основной причиной перехода стала экономия на расходах — обслуживание в «Жулянах» оказалось более выгодным для Wizz Air Ukraine, которая, как любой low-cost перевозчик, просто не имеет права разбрасываться деньгами. Конечно, такой переезд вызвал недовольство некоторых пассажиров, особенно тех, кто пользуется стыковочными рейсами в аэропорту «Борисполь», однако со временем все проблемы были решены и разговоры утихли.

В планах компании на 2012 год, конечно же, транспортировка как можно большего количества болельщиков в Украину и Польшу во время проведения Чемпионата Европы по футболу, а также улучшение качества обслуживания клиентов.

Кроме Wizz Air Ukraine бюджетное сообщение из Киева в Кельн обслуживает авиакомпания Germanwings, из Киева в Римини — компания Wind Jet. Даже в Объединенные Арабские Эмираты вы можете добраться с помощью лоу-кост компаний: Air Arabia и Fly Dubai летают из Киева, Донецка и Харькова. Кроме того, в конце 2011 года турецкая авиакомпания Onur Air открыла линию Стамбул — Одесса. Учитывая любовь наших сограждан к отдыху в Турции и недорогую по сравнению с другими авиакомпаниями цену на перелет, можно смело сказать, что такой рейс будет пользоваться большим спросом.

За 2011 год услугами low-cost перевозчиков на международных направлениях воспользовалось более полумиллиона человек, а их удельный вес в общем пассажиропотоке, проходящем через аэропорты Украины, составил чуть более 7%. К сожалению, такой результат удовлетворяющим не могут назвать ни сами low-cost авиакомпании, ни пассажиры.

 

Факторы влияния

Так что же мешает появлению серьезных игроков в области low-cost компаний в нашей стране? Как всегда, такое положение дел не является следствием одной единственной причины, а вытекает из воздействия целой системы факторов, главным из которых является позиция государственного регулятора данной сферы — Министерства инфраструктуры, которое курирует вице-премьер Борис Колесников. В принципе, рациональное звено в их действиях присутствует. Как известно, выход на рынок бюджетных авиакомпаний неумолимо ведет к снижению цен на билеты у компаний, работающих по классической схеме. Отечественные авиакомпании, многие из которых еле-еле сводят концы с концами, могут такой конкуренции просто не выдержать. Кроме того, в настоящее время Украина не является членом «Открытого неба», и иностранным компаниям требуется получение разрешения для полетов над территорией Украины. Именно в связи с этим выходу каждой новой low-cost компании на украинский рынок предшествует череда длительных переговоров и согласований. В случае с Wizz Air Ukraine эти переговоры длились несколько лет. Если учитывать ещё и то, что перед началом работы авиакомпаниям необходимо менять ряд международных договоров об организации перелетов, то, как правило, срок таких согласований может затягиваться на неопределенный срок.

Еще одной проблемой является неприспособленность многих региональных аэропортов к приему тех типов судов, которые используются low-cost операторами. Привычные для бюджетных перевозчиков самолеты Boing-737 и Airbus-320 могут принимать далеко не все аэропорты, а именно, только аэропорт «Борисполь». Так было раньше, но после перехода Wizz Air Ukraine в аэропорт «Жуляны» стало очевидно, что грядут перемены, а если ещё учесть, что в ближайшее время будут проведены реконструкции большинства региональных аэропортов, то проблема, в принципе, может быть снята.

Банальные вопросы уровня доходов граждан Украины, не позволяющие им летать часто и помногу, также вносят свою лепту в неразвитость этого сектора авиационного рынка. Многие в силу привычки или страха перед полетом предпочитают добираться внутри страны на поезде, несмотря на то, что это менее комфортно и забирает гораздо больше времени. Некоторые пассажиры, привыкнув к высоким ценам на билеты авиакомпаний, работающих по традиционной схеме, просто-напросто не могут довериться low-cost перевозчикам, считая, что подобная экономия вредит безопасности полёта. Поэтому важность разъяснительных работ никто не отменял, и в авиакомпаниях это очень хорошо понимают.

 

Новые компании и направления

Информация о том, что в Украину хочет прийти еще один low-cost авиаперевозчик — ирландская авиакомпания Ryanair, появилась уже давно. Переговорный процесс пока еще не завершен, хотя движется, по словам государственных чиновников, достаточно быстро. Если все формальности будут завершены, то не только украинские пассажиры будут иметь возможность экономно летать во Францию и Великобританию, а и европейские туристы и деловые люди смогут посещать нашу страну по выгодным для себя ценам. Особенно к месту это пришлось бы болельщиками Евро-2012, однако успеет ли Ryanair завершить все необходимые формальности науке ещё неизвестно.

Кроме того, Министерство инфраструктуры давно говорит о необходимости расширения направлений, обслуживаемых low-cost перевозчиками, не только на международных направлениях, но и внутри страны.

Опять же, достаточно часто звучат предложения административного регулирования создавшейся ситуации — к примеру, заявления о создании дочерних предприятий международных low-cost перевозчиков, которые будут обслуживать внутренние направления. Однако если такие планы и будут реализованы, то их последствия будут носить, скорее всего, негативный характер. Сам Борис Колесников, Министр инфраструктуры Украины, неоднократно заявлял, что наиболее целесообразным с точки зрения экономики является полет, продолжительностью не мене 2-ух часов. В Украине же, ввиду небольшой территории, максимальная продолжительность полета составляет 1 час 35 минут (столько длится перелет из Львова в Донецк). Так что действия Wizz Air Ukraine, вовремя ушедшей с внутреннего рынка, кажутся достаточно обоснованными с экономической точки зрения, но совсем не радуют пассажиров.

Кстати, после недавнего закрытия в России местного low-cost перевозчика, компании «Авианова», украинским пассажирам следует забыть о том, что и в Россию можно летать недорого. Действительно, летом 2011 года российская авиакомпания открыла рейс Москва-Симферополь, причем минимальная цена билета составляла 250 рублей. Самые дешевые билеты были раскуплены сразу же после поступления в продажу, а цена на оставшиеся иногда доходила до 10000 рублей. И даже эта «взвинченная» цена была ниже тех, что предлагали другие компаниями (от 400 до 1000 доларов США).

Как говорится, «свято место пусто не бывает», поэтому, скорее всего, найдутся желающие перевозить пассажиров по выгодным ценам, особенно в южных направлениях, ведь, как известно, в летнее время пассажиропоток в этом направлении значительно возрастает. Сегодня в этом направлении уже летает российская low-cost авиакомпания «ВИМ-авиа», однако к числу её недостатков можно отнести частые и длительные задержки рейсов, а также сезонность полетов. К слову, Wizz Air Ukraine неоднократно заявляла о своих планах открыть рейс по маршруту Симферополь-Москва.

Так что можно с уверенностью констатировать тот факт, что в ближайшем будущем благодаря увеличению количества новых low-cost компаний и расширению уже существующих направлений полета, у граждан нашей страны появится еще больше возможностей для недорогих путешествий как внутри страны, так и за ее пределами.

 

Александра Жукавина

 

Похожие публикации

Отзывов нет на «Low-cost по-украински: why not?»

Ваш отзыв:

Имя (обязательно):
Почта (обязательно, не публикуется):
Сайт:
Сообщение (обязательно):