«Малев» — остаться на плаву …

День вчерашний

Авиакомпания «Малев» имеет давнюю историю. Официальной датой ее основания считается 1946 год. Можно сказать, что это было первое совместное предприятие Венгрии и Советского Союза — именно в такой форме компания просуществовала до 25 ноября 1956 года, пока Венгрия не приобрела долю СССР и не стала единственным владельцем авиакомпании.

Однако связи с Советским Союзом не были разорваны окончательно, поскольку вплоть до 2001 года «Малев» использовала для полетов легендарные ТУ-134, параллельно начиная закупать и Боинги, первый из которых был введен в эксплуатацию в 1988 году.

В 2007 году в результате приватизации, а также серии запутанных приобретений и поглощений, «Малев» перешла к российскому «Внешэкономбанку», в собственности которого находилось 49,5% акций. Это максимально возможная доля собственности для нерезидентов ЕС, которая допускает авиаперевозчику называться «европейским» со всеми вытекающими отсюда привилегиями (к примеру, право пользования европейским договором об «открытом небе»). Тогда же авиакомпания была передана «Аэрофлоту», эксперты которого разработали стратегию и бизнес-план по развитию компании. Так что громкое название «Малев — международные венгерские авиалинии» на то время оставалось только на бумаге и эмблемах самолетов.

Словно опомнившись, в начале 2010 года власти Венгрии начали переговоры с представителями «Внешэкономбанка» и венгерскими собственниками о возврате компании в собственность государства. Переговоры долго и сложно продвигались, но результат был достигнут, – компания сменила свою национальную принадлежностью и целиком вернулась в собственность Венгрии.

 

 

Приятно, что все эти перипетии никоим образом не отразились на пассажирах — компания работала в обычном режиме, обеспечивая их комфорт и безопасность.

В настоящее время полеты компании осуществляются с помощью 27 воздушных судов, ежедневно совершается порядка 140 взлетов (ну и, соответственно, посадок) в 34 странах мира. Что особенно приятно — по отзывам пассажиров, средний возраст самолётов не больше 6-7 лет, что является очень хорошим показателем на сегодняшний момент.

В Украину компания пришла еще в советское время — рейс Будапешт-Киев был открыт ещё в далеком 1965 году. С 2002 года компания ежедневно выполняет рейсы Будапешт-Одесса. Учитывая большой наплыв пассажиров на эти рейсы, с середины 2011 года, кроме ежедневного рейса, «Малев» ввела еще два рейса в неделю из Одессы.

 

 

Реалии сегодняшнего дня

Успех «Малев» объясняется расположением базового аэропорта компании в аэропорту Будапешта, откуда можно вылететь практически в любую точку мира. Удачно подобранные стыковки на самолеты самой авиакомпании и компаний-партнеров, уровень обслуживания аэропорта и прочие важные для путешественников моменты и привлекают внимание к этой компании.

Ассоциация европейских авиакомпаний не раз называла «Малев» самой пунктуальной авиакомпанией. В разные годы венгры демонстрировали свое преимущество в различных областях. Среди авиакомпаний, летающих на короткие и средние маршруты, «Малев» демонстрировал лучшие показатели по своевременному прибытию, занимал третье место в Европе по пунктуальности отправления рейсов, и пятое — по своевременности доставки багажа. В 2008 году «Малев» демонстрировала пунктуальность вылетов на уровне 93% из аэропорта «Домодедово» – а это очень высокий показатель. В 2010 году компания заняла третье место в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».

 

 

Основные преимущества, которые предоставляет «Малев» своим пассажирам связаны с тем, что эта авиакомпания является одним из 12 полноправных членов третьего по величине авиационного альянса Oneworld. Отличительной чертой этого альянса является более тесное по сравнению с другими авиационными объединениями сотрудничество между авиакомпаниями. Если другие крупные авиаальянсы ограничиваются сотрудничеством в продаже билетов и код-шеринге, то участие в альянсе Oneworld подразумевает совместное использование аэропортов и даже сокращение издержек за счет единых закупок. Такой высокий уровень интеграции положительно влияет на результаты финансовой деятельности альянса, который, в отличие от других крупных альянсов (Star Alliance и SkyTeam), до сих пор остается прибыльным.

(Сам «Малев» в течение последних нескольких лет терпит убытки, несмотря на попытки разных собственников решить эти вопросы).

Для удобства пассажиров «Малев» разработал бонусную программу Duna Club, которая действует не только внутри компании, но и распространяется на партнеров по альянсу. В качестве бонусов пассажиры могут выбирать призовые билеты, обслуживание в первоклассных залах ожидания, первоочередную регистрацию и даже возможность не оплачивать перевес багажа.

Вообще, для представителей «Венгерских авиалиний» нет никакой разницы, кто пользуется ее услугами, – резидент Евросоюза или житель любой из стран бывшего Советского Союза. Может быть, именно поэтому на борту лайнеров этой компании наши граждане чувствуют себя как дома. Однако тут следует учесть некоторые моменты: пассажиры из пост-Советского пространства нередко жалуются на проблемы с транзитной визой в случае полетов через страны Евросоюза. Не имея такой визы, в случае задержки или отмены рейса пассажир даже не может выйти из здания аэропорта, не говоря уже о поселении в гостиницу. И хотя разрешение проблем с визами официально не входит в зону ответственности авиакомпании, многие пассажиры обвиняют именно представителей авиаперевозчика, апеллируя тем, что на момент приобретения билетов им была предоставлена неполная информация.

Еще одной проблемой становится незнание обслуживающим персоналом авиакомпании русского языка. Уже давно прошли те времена, когда все представители Восточной Европы могли изъясняться на «великом и могучем» русском языке, и если свободно владеющие английским языком пассажиры могут не волноваться, то русскоязычным гражданам решить даже пустяковые вопросы, связанные с забытыми на борту вещами или особенностями полета, иногда бывает очень сложно.

 

 

Безвыходных ситуаций не бывает

На национализации компании ее приключения отнюдь не закончились. В начале 2012 года представители ЕС обязали правительство Венгрии вернуть всю помощь, оказанную «Малеву», после возвращения ее в государственную собственность объяснив это тем, что возвращение компании стране не отвечает законодательству Евросоюза. Таким образом, получив реальный шанс выбраться из долговой ямы и стать прибыльным перевозчиком, компания практически сразу же его лишилась. В связи с этим венгерские власти хотят вновь найти инвестора, который сможет не только помочь компании деньгами, но и возьмет на себя вопросы антикризисного управления. Еще во время переговоров о выкупе «Малева» у российской стороны, шли активные слухи о заинтересованности турецкого Esas Holding в приобретении компании. Однако наличие проблем с выкупом стали причиной отказа турецкого холдинга в приобретении венгерской авиакомпании.

 

Скорее всего, венгерским властям все-таки придется найти частного инвестора, поскольку самостоятельно финансировать деятельности авиакомпании они не могут. Ну а любой приход инвестора в убыточную компанию, как показывает практика, связан с сокращением издержек и выходом хотя бы на точку самоокупаемости. То есть в этом случае стоит ожидать сокращения предоставляемых бесплатных услуг или вообще перехода всей системы функционирования компании на принципы лоу-коста. Будем надеяться, что такие изменения минимальным образом коснутся снижения уровня комфорта или безопасности пассажиров.

Александра Жукавина

На момент выхода статьи, 3 февраля 2012 года, стало известно, что компания «Malev» прекратила авиаперевозки по всем направлениям. – Прим. редактора.

 

 

Похожие публикации

Отзывов нет на ««Малев» — остаться на плаву …»

Ваш отзыв:

Имя (обязательно):
Почта (обязательно, не публикуется):
Сайт:
Сообщение (обязательно):