Транспорт обезопасят контролеры

Надзорные органы смогут без разрешения прокуроров внепланово проверять порты и аэропорты: Владимир Путин поддержал предложения Минтранса по ужесточению правил водных перевозок в России. Проверять надо не компании, а тех чиновников, которые разрешают кораблю выйти в плавание, возражает бизнес.

Глава Минтранспорта Игорь Левитин рассказал премьер-министру Владимиру Путину о предложениях, подготовленных ведомством для повышения безопасности на речном транспорте после трагедии с «Булгарией».

Одно из главных предложений — уведомительный характер для внеплановых проверок бизнеса, работающего в сфере транспорта.

«Хотели, чтобы по транспортной отрасли здесь были особые меры, чтобы транспортные надзорные органы могли практически в любом порту и аэропорту иметь доступ и постоянно проверять такие технические средства», — сказал Левитин.

Сейчас, согласно закону о защите компаний и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и контроля, проверка может осуществляться раз в три года. Для проведения внеплановой проверки надзорные органы должны получать разрешение прокуратуры. Путин идею министра поддержал: «И нужно будет, чтобы этот закон прошел у нас через Государственную думу прямо в сентябре».

Еще одно предложение — введение обязательного требования по наличию системы страхования на внутренних водных путях. По словам Левитина, компании должны будут застраховать свои транспортные средства, чтобы в случае гибели пассажира была компенсация семье погибшего за счет перевозчика. «Это то, что сегодня на себя берет государство. Мы считаем, через страхование можно усилить ответственность перевозчика не только за его деятельность, но и за те транспортные средства, которыми он пользуется», — подчеркнул министр транспорта. Путин уточнил, что смысл в том, чтобы и страховая компания контролировала техническое состояние судна и «все, что с этим связано, для того чтобы не попасть на эти страховые взносы». В Госдуме находится законопроект об обязательном страховании жизни каждого пассажира на два миллиона рублей на всех видах транспорта. Проект уже прошел первое чтение в ноябре прошлого года, и Минтранс намерен обратиться в парламент с просьбой провести второе и третье слушания этого закона.

Контролировать перевозчиков будут и порты.

«Мы считаем, что государственный портовый контроль, который есть в морских портах, себя зарекомендовал. Практически все суда, которые обслуживаются в том или ином порту, будут контролироваться таким государственным портовым контролем», — сказал Левитин, добавив, что для этого не понадобятся деньги из бюджета. Соответствующий контроль позволит проверять судно перед выходом в плавание на соблюдение норм безопасности, поскольку сегодня владельцы порта занимаются только обслуживанием судна, его экипировкой и посадкой пассажиров. Для усиления контроля в Минтрансе также предлагают передать причальные стенки с федерального уровня на региональный.

Все предложения Минтранса были согласованы с Ассоциацией перевозчиков на внутренних водных путях, с Союзом транспортников, сказал Левитин. В аэропортах также поддержали инициативы. «Любое предприятие в сфере транспорта — предприятие повышенной бдительности, опасности, внимательности, поэтому мы к этому относимся позитивно», — говорит начальник пресс-службы Внуково Елена Крылова. «Для нас обеспечение авиационной безопасности является одним из приоритетов», — добавляет начальник пресс-службы аэропорта Шереметьево Роман Генис. Комментарий от Минэкономразвития по инициативам Минтранса получить не удалось.

Уведомительный характер проверок идет вразрез с инициативами президента по снижению административного давления на бизнес. «Эти исключения, за которые борются контролирующие органы, отбрасывают систему отношений между государством и бизнесом на несколько лет назад», — возмущается вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Закон, регламентирующий количество проверок, был принят с подачи Медведева, который в 2008 году потребовал, чтобы «и правоохранительные органы, и всякого рода власти перестали кошмарить бизнес». Более того, в последнее время прокуроры стали реже давать согласие на внеплановые проверки бизнеса: так, в первом полугодии 2011 года прокуроры рассмотрели около 16 тысяч обращений органов контроля всех уровней о согласовании внеплановых проверок и отказали в проведении более 7,5 тысяч. Основной причиной отказа было отсутствие оснований для проведения проверок, документов.

Бизнес выступает против уведомительного характера проверок.

«Это большая глупость. Во-первых, даже плановая проверка, проводимая раз в три года, позволит убедиться в безопасности судна. Во-вторых, и в рамках действующего законодательства любой надзорный орган, если у него возникают подозрения, имеет право инициировать проверку, подав документы в прокуратуру», — говорит Корочкин. «Как правило, эти проверки очень дорого обходятся: невозможно контролировать самих проверяющих, в результате происходят перегибы. Уведомительный порядок — это пожарная мера, которую сейчас необходимо принять, потому что случилась такая трагедия. Но нужно заниматься самой системой, отдавать больше полномочий саморегулируемым организациям. Ответственность надо создавать внутри бизнеса, а не внешними проверками», — считает председатель комитета по государственной политике в сфере транспорта общественной организации «Деловая Россия» Сергей Фахретдинов. По словам Корочкина, проверять надо не бизнес, а тех чиновников, которые «разрешают кораблю отходить от стенки»: «Выход корабля в плавание зависит от конкретного человека, который выдает эти разрешения годами».

 

Похожие публикации

Отзывов нет на «Транспорт обезопасят контролеры»

Ваш отзыв:

Имя (обязательно):
Почта (обязательно, не публикуется):
Сайт:
Сообщение (обязательно):